кадровый портал HeadHunter Украина |
Но за кадром много чего остается, если говорить в частном порядке.
За почти восемь лет - сотни и сотни сюжетов. Умножьте на два — и получите количество отслушанных интервью. А вообще, было глупо надеяться, что все темы сюжетов запомнятся. После двух лет работы — это занятие стало бессмысленным.
На самом деле, работник СМИ - это редкий вид социопата, не желающего дискутировать на светских встречах, да и просто корпоративах, если это не интервью для репортажа. Не потому что сложно отказаться от доминирующей роли «задавателя вопросов» и снизойти до обычного человеческого общения, скорее потому что происходит эмоциональное выгорание ещё ДО неформального общения. Ты потратишь все силы на выяснение фактов какого-то события, и их банально не хватает на то, чтобы выслушать как у кого-то дела уже ПОСЛЕ интервью.
Да и на любых НЕ съемках (на концерте или тренинге), первые двадцать минут тщетно ищешь по периметру зала камеру со штативом, чтобы «просигналить» видеооператору «смену планов». Более того, ты вообще не слушаешь спикера минут 10, оценивая людей в аудитории: кто из них потенциально готов к интервью? Потом вспоминаешь, что это НЕ съемка! Начинаешь записывать конспект, и понимаешь, что пишешь «синхронно» - т.е. раскадровку СХ для сюжета. Это не конспект! Это черновик репортажа...
И еще — это постоянная готовность к любому «в случае чего...» Параноидальная готовность. Каблуки — это для смертных. Для репортеров — можно и платье, но только чтобы побольше карманов: в них можно спрятать дополнительные батарейки к микрофону. И никаких маек в жару +35, если у тебя съемка в областном совете! Слава богу, там кондиционеры (интересно, купленные и установленные за бюджетные деньги или через частный Фонд губернатора?)
Например, всегда стремиться «быть в курсе» событий. +39 и мощный вирус, а рука все равно нажимает F5 на доступных по Wi-Fi информационных ресурсах...
Ты можешь не знать без гугла, сколько дрожжей нужно, чтобы замесить тесто, но точно знаешь, как зовут премьер-министра Японии, и что эксцентричный Дутерте (филиппинский президент) победил вчера во втором туре выборов...
Ты не сразу находишь режим «Light» на собственном утюге, чтобы погладить шёлковую блузку, но точно знаешь на какой минуте 40-минутного фильма, находятся нужные тебе кадры адресного плана...
Ошибочно полагать, что новостийщики ВСЕГДА в курсе всех событий. Иногда — они все-таки «выпадают» из информационного потока. Перезагрузка просто необходима! В такие моменты самое большое счастье - рассматривать карту звездного неба у себя дома на стене. До первого звонка кого-то из знакомых с вопросом «а что там за авария у нас в районе?» После этого, начинаешь искать информацию о том, «что ТАМ за авария», украдкой поглядывая на Кассиопею в Северном полушарии небесного чертежа...
Не смотреть новости! Вообще! И выбросить телевизор! И не подключать Сеть дома! Это будет мой первый совет тем, кто бредит журналистикой. Потому что даже находясь в соседней комнате, когда идет выпуск новостей, ты слышишь ВСЁ: где склейка по звуку, что диктор произнес неправильное ударение в слове. Нет, в двух словах! Что звук на синхроне выше, чем во время закадровой начитки! А если ты посмотришь в сторону телевизора — то лучше бы этого не делать вовсе. Ты прилипаешь к экрану: чередование кадров неправильно. Этот кадр показан два раза. Тут хорошая проводка оператора (надо запомнить)...
Это кошмар! Ты перестаешь смотреть новости, как миллионы других людей (чтобы УЗНАТЬ о событиях), а смотришь с точки зрения выполненной кем-то работы...
Критически мыслить — это еще один приобретенный навык. Ты подвергаешь сомнению всё. От теории Большого взрыва и инфляционного расширения Вселенной — до инаугурационной речи Порошенко в мае 14-ого года...
Сомневаться и проверять информацию — это не бунтарство, скорее нонконформизм. Потому что если со всем соглашаться, перестать задавать вопросы, и искать ответы на них — то мир погибнет. Локально, по крайней мере...
Со временем, ты привыкаешь ко многому: к ритму, к напряжению, к тому что надо выйти поработать в выходной день, к тому, что по ночам «фильтруешь» большие потоки информации... К тому что просмотры ролика пятнадцатилетней блоггерши в тысячу раз больше, чем просмотры твоего репортажа «ни о чём»... К тому, что родственники забирают пульт от ТВ, когда ты приходишь к ним в гости. А друзья смеются: у них при общении с тобой возникает ощущение, что они «говорят с телевизором»...
Ко многому привыкаешь. Кроме одного, что нужно выбирать между: Участник ты или Наблюдатель событий? В гражданской, блоггерской журналистике — важно мнение автора, его оценка, присутствие. В новостной журналистике — наоборот. Ты — не участник события. Ты — наблюдатель, который преобразует информацию для массового потребителя. На практике — ты не можешь встать c флагами вместе с митингующими, даже если очень хочешь поддержать протест, потому что тогда ты перестаешь быть журналистом. А перестаешь, потому что нарушаешь главный принцип в новостях - баланс мнений участников события.
Тоже самое происходит с любыми событиями, в которых ты не участвуешь, но так или иначе «пропускаешь» через себя.
В начитке:
«32 человека погибли...»
Нет, надо быстрее читать: тридцатьдвачеловекапогибли...
Нет!
Речь идет о тридцати двух прерванных жизнях!!
Как это можно читать спокойно?!
...
Надо ударение сделать: ТРИДЦАТЬ ДВА человека погибли...
Или лучше так?
Тридцать два человека ПОГИБЛИ...
..яяятьь!!
И только архивные диски с фильмами предательски молчат на полках в пять рядов сплошняком.
К микрофону:
«32 человека погибли в результате землетрясения в Чили. По сообщению информагентства Reuters,...»
Просто читать. Грудным голосом. Не гландами! А как учили! И всё. Просто начитать! Ведь это даже не твои родственники ТАМ погибли. Нельзя ведь из-за каждого теракта носить траур, зажигать памятные свечи, и менять аватарку на цвет флага той страны, где произошла трагедия!
Хотя, про теракты в Париже в ноябре 15-ого читала с «Персеном». И еще долго не могла забыть кадры химической атаки в сирийской провинции Идлиб... Но тем не менее впечатлительность с годами загадочно перерастает в цинизм. И если ты не сойдешь с ума от чувства вины за это, то после тридцати — начинаешь привыкать. Ведь своими сообщениями, ты напоминаешь людям о том, что жизнь — это дар, который однажды и внезапно, может закончиться. Поэтому так важно ценить каждую минуту...
Но и романтическая лирика — не для тех, кто постоянно ищет новости по дороге домой (особенно по дороге, которую ремонтируют). И в личной жизни — также. Если в семье твой человек не «искатель информационных поводов в окружающем мире», то очень быстро наступает выматывающее однообразие. Если ты перестаешь искать, то ты перестаешь жить... А если тебя упрекают, в том, что ты «ищешь» в ущерб каким-то сомнительным ценностям — то ты продолжаешь искать дальше, но только уже без этого человека...
Я знала некоторых людей, которые работали в «горячих точках», со временем они становятся «адреналиновыми наркоманами». Если они возвращаются к «нормальной» жизни (с точки зрения обывателя), то это ненадолго. Долго, они просто не смогут. Упрощенный вариант — мой вариант. И если в окружении находятся единомышленники, такие же «искатели», то стопроцентов этих людей я уже никуда не отпущу. Потому что они — большая ценность...
Во всяком случае, удаётся ладить с детьми. Потому что это самые непредвзятые исследователи Мира. Вы знали, что про одуванчик возле бордюра в конце улицы, можно сочинить целую научную диссертацию? А вот рыбки в аквариуме местного зоомаркета — едва ли потянут на простенький сюжет?..
В любом случае, работа в СМИ смещает акценты и меняет людей. Вернее, раскрывает их. Часто не с лучшей стороны. Часто - впадающими в крайности... Но есть и хорошее: они знают, что их работа важна. Что многие-многие люди ждут обновления новостей на любимых медиа-ресурсах. Что доверие Зрителя - это лучшее признание, и определенно - лучшая награда. В таком случае, хочется писать дальше...
Виктория Ляшевская, репортер ТРК 100%news